Эта короткая фраза из заголовка вышла из под пера одного классика начала 20-го века. Однако и по прошествии века ничего в России не изменилось. Умиляет, что некоторые агентства информации подают эту "новость" как нечто из рук вон. Вот и опять поймали (а скорее всего конкуренты сдали) вора на АвтоВАЗе. И в тайниках и двойном дне КаМАЗа этот чудак сумел упрятать запчастей аж на 850000 рэ. Так вот, это капля в море, а точнее реке, текущей в обратном направлении с отечественных автозаводов. Почему до сих пор жестко не пресечена эта "деятельность"? Потому что те, кто должен пресечь, реально боятся за свои жизни. Милиции это не надо, собственникам тоже пофигу, вот и уходят запчасти из-под носа конвейеров. А потом удивляемся: почему машины разваливаются и почему машин так мало выпускают. Да все потому, что часто ставят некондицию вместо ворованного или вообще что-то не ставят! Свежа ли эта проблема? Да нет же! Как возникли первые автозаводы - так и понесли. Для начала Сталин, конечно стрелял расхитителей и сажал в кутузку, но потом контроль ослаб и так до сих пор и не восстановился. Представляете: почти 60 лет идет глобальное воровство на всех производящих предприятиях и не только машиностроения! Для подтверждения слов предлагаю людей постарше вспомнить: где они покупали запчасти на своих железных коней. Процентов 90 живущих за пределами МКАДа ответят, что на рынке, потому что сетей автомагазинов как таковых не было, а их ассортимент иногда составлял удочки и резиновые лодки вместо запчастей. А откуда рыночные торговцы брали эти запчасти? Правильно, у серых кардиналов автопрома. А те, в свою очередь, из задних ворот автозаводов. Думаете, что раньше масштабы хищений отличались от нынешних? Правильно, отличались, потому что сбыть нынешний объем ворованных запчастей тогда было просто нереально! А теперь подумайте: почему ведро с болтами под названием ВАЗ, ГАЗ и прочее столько стоит? Ведь по логике цена им в базарный день полушка. Вот именно, к полушке прибавляются неэффективные потери от воровства запчастей и прочего.
Так как сломать шею Гидре подпольногого автобизнеса? В первую очередь ввести современную маркировку деталей и агрегатов, которая позволит даже дистанционно определить принадлежность той или иной запчасти (вспомните карту метро, например). Во вторую очередь наладить систему безопасности на всех автозаводах - это дешевле, чем бороться с ворами. Наконец, везде должны прийти к власти эффективные руководители, которые будут держать на контроле все составляющие производства и уж тем более его снабжения. Это непросто, но вполне даже выполнимо.