Нам часто задают вопросы про перерасход, поэтому я взял на себя смелость собрать все ответы в один и опубликовать здесь.
Итак, основной причиной перерасхода является, безусловно, манера вождения. Если Ваш водитель вдруг стал привозить перерасход, то для начала (если визуально с грузовиком/автобусом все в порядке) поменяйте его на один рейс с другим водителем и посмотрите: как изменится расход. Если же и с другим водителем все будет также, то начинаем искать причины перерасхода. Доходит до смешного, но самая частая причина - несвоевременная замена воздушного фильтра! И это при том, что почти на всех грузовиках есть сигнальный прибор! Ну в этой заметке мы будем считать, что фильтр своевременно заменен и ищем более серьезные причины. Следующей по распространенности причиной перерасхода является подвисание распылителей форсунок. Естественно, чистку или замену форсунок неплохо бы производить не реже 100000 км. при нашей-то солярке, но, в случае стабильного расхода, лучше не лезть. По сути это золотое правило для всех неисправностей - не стучит - не лезьте. Если с распылителями все нормально - проверьте настройку ТНВД (если он у Вас механический). Иногда сбивается угол "зажигания" или впрыска и это приводит к изменению расхода и всего топливного баланса (копоть и т.д.). Если все опять же в норме, смотрим внимательно интеркулер. 90% скрытых проблем с расходом от пробоя интеркулера камнями. Т.е. давление наддува в двигатель падает, с ним падает мощность - как следствие, повышение расхода. Если визуально не видно повреждений, то не поленитесь и снимите интеркулер. Во-первых, снятый легче будет прочистить от многолетних наслоений грязи, а во-вторых, Вы сможете проверить интеркулер на стенде сжатым воздухом. Если герметичность нарушена - восстановите ее.
Следующая довольно неприятная причина перерасхода частенько возникает из-за применения некачественных масел или пренебрежения сроками их замены. Нагар на клапанах приводит к подвисанию клапанов, что также ведет к снижению компрессии и повышению расхода топлива. С переходом грузовых дизелей на 4 клапана на цилиндр эта проблема стала просто архиактуальной! Следите за маслами и периодически делайте полную промывку дизеля и непременно не добавками а промывочным маслом! Экономия тут смерти подобна!
Теперь пройдемся по "тупизмам" водителей. Перерасход также случается от неправильного давления в шинах, нарушения аэродинамического баланса грузовика (даже всякие висящие ведра) могут отнимать несколько литров солярки на один кругорейс), неправильное пользование стояночным отопителем и прогревом двигателя на стоянках - в общем, длиннющий список разных недоглядов в первую очередь управленцев, которые руководят водителями. Так что, работайте над повышением общей культуры Ваших перевозок, а потом и детали все подберутся. Удачи на дорогах!